Мариуполь 30 Апреля 2017, 17:56
КУРС ВАЛЮТ НБУ  
 -3,50 
 -3,91 
Телефон доверия
Сообщить новость

Муниципальная Дружина Мариуполя

Куда идет современное искусство?
10:17  28.09.2015
Куда идет современное искусство?
Ответ искали на открытии десятого ART-KYIV Contemporary в Киеве

Первых посетителей юбилейного форума, который традиционно проходит в помещении «Мистецького Арсеналу», сразу ошарашивают масштабы: 20 тысяч квадратных метров выставочных площадей и свыше 200 художников. Их работы расположились в пределах трех больших блоков («DIALOGIA. Украинское искусство во времена без названия», «Музейное собрание. Украинское современное искусство 1985—2015 гг. из частных коллекций» и в пределах отдельного блока из около двадцати спецпроектов от галерей и художников).

Впервые с 2012 года «Мистецький Арсенал» задействовал оба своих этажа: если на первом представлена преимущественно живопись и, в меньшей степени, скульптура, то попав на второй, гости форума погружаются в мир искусных инсталляций. Здесь в роли художественных объектов появляются прикрепленные к стене пластиковые стулья, заросшие мхом старые кроссовки и подвешенная к потолку куртка в свете прожекторов. Как трактовать такое творчество и трактовать ли как-то вообще каждый решает для себя сам. «Воспринимаю современное искусство как наивный ребенок, с «большим глазами» и не анализируя: «Ой, классно!» Именно такой подход импонирует мне больше всего, — делится мыслями ведущая программ «Украинского радио» Галина Бабий. — Если же следишь за художником давно, можно попробовать осмыслить его развитие или наоборот — деградацию. «Мистецький Арсенал» — это своеобразный эпицентр современного искусства в Украине. Импульсы, которые возникают здесь, расходятся по всей стране».

ЭПОХА «БЕЗ НАЗВАНИЯ»

По словам организаторов, одна из главных интенций нынешнего ART-KYIV Contemporary — показать путь, пройденный современным искусством в Украине с конца 1980-х, — начала 90-х, когда все ограничивалось небольшими галереями и группой энтузиастов-художников, и до наших дней, когда contemporary art стал привлекательным инвестиционным полем для сотен коллекционеров, а на художественные выставки считают своим долгом прийти политики, бизнесмены и другие сильные мира сего. Таким образом, ART-KYIV Contemporary воспроизводит своеобразный символический музей украинского современного искусства, которому пока что не суждено было появиться в собственных стенах. Наряду с масштабными инсталляциями современных художников здесь можно увидеть минималистические, но смелые для своего времени (конец 1980-х) рисунки Александра Гнилицкого, созданные с помощью обычного маркера. «С интересом и ностальгией рассматриваю уже, казалось бы, давно забытые произведения, — рассказывает художник Александр Ройтбурд. — Работы Гнилицкого не видел, по-видимому, около 20 лет — помню, как мы сидели на полу, и я рассматривал папку с этими рисунками. Приятно опять увидеть их в выставочном зале».

Концептуализировать современное искусство, выяснить доминантные тенденции, формы и темы непросто — в силу свойственного ему радикального плюрализма. «Миновали те времена, когда можно было говорить о каком-то мейнстриме, — считает один из кураторов форума, известный искусствовед Александр Соловьев, который именно в день открытия отмечал свой день рождения. — Сегодня каждый может позволить себе иметь собственную точку зрения. Здесь на ART-KYIV Contemporary, в частности в пределах «Музейного собрания», мы стремились, прежде всего, определенным образом зафиксировать пройденный этап. В то же время на втором этаже «Мистецького Арсеналу» появилась экспериментальная площадка. Большинство работ, представленных здесь, создано специально для этой выставки — даже сегодня работа над ними продолжается. Именно поэтому мы назвали этот проект «искусством во времена без названия». Речь идет о живой форме, об искусстве, которое еще находится в процессе создания».

ПРОТЕСТ ПРОТИВ ПРОТЕСТА?

По мнению Александра Соловьева, художественный процесс в Украине на протяжении последних лет в значительной степени был связан с социальной критикой. «Такое искусство существует в мире слов и понятии, в мире критического дискурса — визуальная выразительность отходит для него на второй план, — объясняет куратор. — Речь идет о своеобразном продолжении политической жизни — художник стремится быть с народом, в гуще социальных событий. Напомню, что поколение художников, которое пришло после развала СССР, наоборот выступало с сознательно асоциальных и аполитичных позиций — это был ответ на идеологические притеснения советской эпохи. На смену гнетущим ограничениям в СССР пришли времена полной свободы и в то же время... безразличия общества по отношению к искусству — делай что хочешь, никто тебе не будет запрещать, но поддерживать не будут тоже. Сегодня же, в десятилетие двух Майданов, художники опять более уютно чувствуют себя не в тишине собственных мастерских, а на улице. В нынешние времена тотального противостояния, в эпоху Bellum omnium contra omnes (лат. «войны всех против всех») «к штыку приравняли перо» — ответственность за художественное высказывание растет. Теперь искусство может не только не понравиться — неприятные для художника последствия возможны и в целиком физической плоскости. Вопрос о способности общества воспринимать художественные высказывания в настоящий момент появляется остро как никогда. Украинский тренд совпал здесь с мировым. На международном уровне громко прозвучали два отечественных творческих объединения: группа РЭП (Революционное экспериментальное пространство) и «SOS-ка» из Харькова. Недавно они тоже отметили десятилетний юбилей. Своим проектом «DIALOGIA» в пределах ART-KYIV Contemporary мы хотели подчеркнуть, что оберегая самобытность собственного Я, необходимо также уметь прислушиваться к Другому».

Однако даже упомянутые художники, по мнению Александра Соловьева, уже испытали «музеефикации». Именно поэтому нынешняя эпоха «ожидает следующей эпохи», которая заменит ее. «Должны появиться новые художники и новые тенденции, — считает куратор. — Но какие именно они будут — сказать сложно. В настоящее время немало авторов уже потеряло любопытство к теме протеста и прямого действия. Возможно, они опять вернутся к важности собственно творения, к приоритетности эстетики по отношению к этике».

 


Вы можете поделиться новостью в социальных сетях, блогах и прочих сервисах, нажав кнопочку ниже






Вверх