Вот уже год, как Мариуполь не сходит с экранов центральных телеканалов, являясь топ-темой новостных эфиров.
Какими только эпитетами не удостаивали наш город вездесущие журналисты – «форпост Украины», «город, который обороняется» и даже «город-герой». Конечно, с одной стороны, это достойные оценки, и, безусловно, они отражают те титанические усилия, которые предпринимают предприятия, общественные организации, армия и батальоны по защите Мариуполя. Скромно надеюсь, что они отражают и работу городской власти в деле жизнеобеспечения города. Но как их воспринимает простой мариуполец, живущий обычной, повседневной, хоть и тревожной жизнью? Мариуполец, который идет в аптеку, в магазин или на рынок и видит ценники на самые необходимые товары. Возможно, он и чувствует себя героем, ведь действительно, покупать лекарства и продукты по такой цене - это героизм.
Но, к сожалению, это не тот героизм, которым следует гордиться. Это героизм выживания. Безусловно, не только мариупольцы, но и вся страна сегодня оказалась в такой ситуации. А на оккупированных территориях все гораздо хуже. Но это не должно быть поводом для нашего оправдания, для оправдания всех тех, от кого зависят принятие властных решений и контроль над экономикой. Наоборот, прифронтовой город с весьма непростыми настроениями жителей должен быть под пристальным вниманием властей. Мы, конечно же, не лучше, чем другие города, мы понимаем все трудности сегодняшнего дня. Но власть должна показать людям, мало разбирающимся в сплетениях политики и геополитики, что Украина – это их страна. Страна, которая их не бросит и не сделает участниками жестокого реалити-шоу «Остаться в живых».
Из обращений граждан в горсовет, из социологических исследований, из разговоров с жителями мы можем составить картину самых насущных проблем, которые волнуют мариупольцев. На первом месте, конечно же, вопросы мира и безопасности. Здесь далеко не все зависит от местной власти, и остается уповать на политиков и военных. А вот повседневные вопросы жизни горожан не стоит игнорировать, прикрываясь военной ситуацией. И из этих повседневных вопросов мариупольцы больше всего обеспокоены уровнем зарплат, ростом цен и прекращением железнодорожного сообщения.
Возьмем, к примеру, цены на лекарства. Так уж получилось, что аптека занимает в жизни украинцев одно из важных мест. Тут сказываются и уровень жизни, который оставляет желать лучшего, и сам образ жизни. Но факт остается фактом. Цены на медицинские препараты своим ростом напоминают игроков бывшего баскетбольного клуба «Азовмаш» и требуют таких же затрат. Все мы знаем, что в итоге произошло с баскетбольным клубом, но мы-то не хотим себе подобной участи.
Причины подорожания лекарств уже неоднократно озвучивались: прежде всего, это рост доллара, что автоматически привело к удорожанию импортных препаратов. Но доллар вырос в 3 раза с начала 2014 года, а цены на импортные лекарства в 5 и более раз. Почему? Да потому что, во-первых, импортеры и дистрибьюторы перестраховались и заложили в цену возможность еще большего падения гривны. И даже если это падение остановилось, то в цене препарата уже заложены риски. Так что, это бизнес, ничего личного, говорят коммерсанты от фармацевтики.
Во-вторых, в 2014 г. Кабинет министров принял постановление о введении НДС на импортные препараты и медоборудование. Делалось это, казалось бы, с благой целью – стимулировать отечественного производителя, ну и, конечно же, пополнить бюджет. Но, как говорится, дьявол кроется в деталях. А детали таковы, что большинство отечественных препаратов делаются из импортного сырья и составляющих. Поэтому наши родимые пилюли также подпрыгнули в цене.
С другой стороны, отечественный производитель не может заместить импорт, поскольку при ряде заболеваний таких лекарств у нас просто не выпускается. А если выпускается, то качество часто бывает ниже оригинального зарубежного аналога. Получается, вроде бы для будущего это и неплохо - поднимем отечественную фармацевтику, сделаем ее рынок независимым от импорта, но это в будущем, а мы-то хотим жить и не болеть в настоящем.
И все бы еще ничего, если бы не проворность аптечных сетей. Фармацевтический бизнес – очень прибыльный и прибылей своих сокращать не хочет. Даже в нынешней ситуации накрутки достигают 100-200%. Например, мы все возмущаемся поведением таксистов, которые в Москве после терактов повышали цены на свои услуги, зная, что все равно люди, поставленные в безвыходное чрезвычайное положение, будут ими пользоваться.
А разве не подобное поведение демонстрируют аптечные сети, гонясь за сверхприбылями. И возникает вопрос, а что же делает Антимонопольный комитет? Нет, он, конечно же, проводит проверки и даже кого-то там наказывает в Киеве. Но дело в том, что цены на медпрепараты регулируются в центре, а не на местах. Органы местного самоуправления не могут вмешаться в этот процесс, ибо незаконно это. А отделению Антимонопольного комитета при Донецкой обладминистрации, очевидно, не до этого. А как же рекламируемая децентрализация, которая торжественно передаст местному самоуправлению больше полномочий? О ней пока только говорят.
У части наши граждан есть привычка кивать на Россию в глубокой уверенности, что там-де все лучше. В том числе и с лекарствами. Несомненно, кому-то и лучше, например – депутатам, чиновникам и работникам ФСБ. Недавно вышел указ президента РФ, согласно которому эти товарищи могут приобретать лекарства бесплатно или покупать с 50% скидкой!!! Но только эти товарищи, а простые граждане Российской Федерации также ошарашены заоблачными ценами на препараты, многие из которых они не в состоянии теперь купить. Разве что стать депутатом или ФСБшником. Согласитесь, такой вариант доступен далеко не всем.
Правда, народ российский проглотил и эту пилюлю от своей светлоликой власти, какой бы горькой и дорогой эта пилюля не была. В нашем же случае, очевидно, есть смысл скорее расширить полномочия органов местного самоуправления, в том числе и в плане контроля за ценами на жизненно необходимые товары. Есть целесообразность посмотреть опыт муниципальных аптек, которые уже работают в Украине.
И, конечно же, перейти от разговоров к делу в вопросе введения страховой медицины. Рынок – это, конечно же, хорошо, но он своей «невидимой рукой» может не только способствовать успеху бизнесменов, но и душить потребителя товаров, особенно малообеспеченного потребителя. И здесь ему на помощь должно прийти государство, если и не в лице центральной власти, то в лице местной. Но для этого у нее должны быть полномочия.
И если подорожание лекарств - проблема общегосударственного масштаба, то вопрос с железнодорожным сообщением – беда уже локальная, мариупольская. Помнится, раньше злопыхатели, сетуя на скудную культурную и общественную жизнь города, говаривали, мол, Мариуполь – это не город, а железнодорожный тупик. Теперь с общественной жизнью вроде все в порядке, только вот с железнодорожным сообщением – тупик. Вернее, нет его вовсе, этого сообщения. Вот и остается город – форпост Украины почти изолированным от Украины. Эдакий любимчик на расстоянии, который хорошо хвалить и восхищаться тоже на расстоянии. Как будто и не нужно мариупольцам никуда выезжать. А зачем? Они ведь и так - хорошие и патриотичные по телевизору, так пусть и видеть их будет Украина только по телевизору.
Безусловно, есть объективные и весомые причины такой ситуации. Транспортная милиция не может существующими силами обеспечить охрану пассажиров. Так, а что мешает усилить возможности железнодорожной милиции, призвать дополнительные силы для охраны? Если что-то мешает, то почему это не объясняется людям? Еще 2 марта пресс-служба «Укрзалiзницi» сообщила, что выделены дополнительные подразделения транспортной милиции и Нацгвардии для охраны мостов и путепроводов. Но, очевидно, этого оказалось недостаточно? Почему целый город, украинский город, который стоит на передовой, является отрезанным от внешнего мира?
В городе функционируют предприятия, в том числе всеукраинского и областного уровня, высшие учебные заведения, представителям которых нужно регулярно совершать поездки по всей Украине в связи со служебными делами. Но путь до Львова теперь занимает 30 часов!!! Не становимся ли мы, Восток и Запад Украины, теперь еще дальше друг от друга, а ведь хотелось бы наоборот.
Сколько красивых и пафосных слов сказано о необходимости разрушения стереотипов между разными регионами Украины, о взаимных визитах, которые бы помогли растопить лед недоверия между нами, развеять нелепые страхи. Но как же это сделать на практике? Путь к сердцу Украины у нас теперь лежит через Бердянск. Неплохой город, ничего не хочу сказать, но для мариупольцев такой маршрут весьма неудобен и многих останавливает от осуществления поездок.
Железная дорога, которая была проложена в Мариуполь в далеком 1882 году и стала стимулом для экономического бума, железная дорога, которая функционировала в самые тяжелые годы революций и войн, теперь превращается в памятник былого динамичного, экономически активного города? Простаивает железнодорожный вокзал, а ремонтное депо работает в выездном режиме в том же Бердянске.
И для остальной Украины Мариуполь потихоньку превращается в телекартинку зияющей темной пустоты на фоне встревоженного журналиста. Мариуполь борется, Мариуполь обороняется, Мариуполь сражается. А Мариуполь, кроме всего прочего, хочет еще просто жить и быть украинским городом, а не заложником.
Андрей ФЕДАЙ, секретарь горсовета